Железнодорожная медицина в годы Великой отечественной войны1941 - 1945
Железнодорожная медицина в годы Великой отечественной войны..
1941-1945
Медицинская эвакуация раненых
Военно-санитарные поезда (ВСП) и врачи на поездах
1941

Дороги ―  кровеносная система Великой отечественной войны. Железные дороги ― ее самые важные артерии. По ним передвигаются войска, доставляются горючее и боеприпасы, отправляются в тыл раненые.

В годы Великой отечественной войны раненых с поля боя вывозили санитарные поезда. В пути врачи оказывали солдатам необходимую медицинскую помощь.

Войну мы выиграли ранеными…
Маршалл Рокоссовский
Войну мы выиграли ранеными…
Маршалл Рокоссовский
Медицинская эвакуация раненых Военно-санитарные поезда (ВСП) и врачи на поездах
1941

Немцы начали наступление 22 июня 1941 года. 24 июня 1941 года Наркомат путей сообщений начал формировать военно-санитарные поезда.

Под санитарные составы было выделено 6000 вагонов, из которых было сформировано 288 поездов – постоянные военно-санитарные поезда с операционными и инфекционными боксами и санитарные летучки для эвакуации раненых с фронта.

Бригада поезда состояла из 40 медицинских работников и железнодорожников.

Медицинская эвакуация раненых Военно-санитарные поезда (ВСП) и врачи на поездах
1941

Постоянные военно-санитарные поезда – это настоящие госпитали на колесах. 10―12 тяжелых четырехосных плацкартных вагонов. Пара — под операционные, вагон для врачей – ординаторская, жилые вагоны для санитарного персонала, и 8 вагонов везли раненых – тяжелых и легких.

В пути врачи таких военно-санитарных поездов проводили сложнейшие операции. На крупных станциях происходил обмен пациентами с местными госпиталями. В Великую отечественную войну в поездах оперировали до 1/3 всех бойцов.

Всего за время войны военно-санитарными поездами было вывезено порядка 5 миллионов человек.

Первый рейс ВСП №312
26 июня 1941 года
ГОРОДА: МОСКВА
Железнодорожные больницы в годы Великой отечественной войны
1941

Железнодорожные больницы по всей стране помогали фронту. Большинство были переоборудованы в эвакуационные госпитали для приема раненых. Врачи, медсестры и санитары железнодорожных больниц работали сутками, не покидая больных.


С началом Великой отечественной войны многие из них отправились на фронт.

Москва
Медицинский персонал и пациенты эвакогоспиталя № 1362 (Больница им. Семашко). 1943 – 1945 гг.
ГОРОДА: МОСКВА
Центральная клиническая больница МПС им.Семашко
1941

В октябре 1941 года Центральная клиническая больница им.Семашко приняла первых раненых. Летом 1942 года больница была переоборудована в эвакуационный госпиталь №1362, а сотрудники переведены на казарменное положение. В стационар больницы поступали только тяжелораненые, а средне – и легкораненые транспортировались на следующие этапы в санитарных поездах, которые подходили непосредственно к территории больницы.

«Весь персонал больницы на местах, у нас все готово к приему раненых», - Владимир Александрович Рукавишников, главный врач.

В больнице не прекращался и педагогический процесс. Более тысячи врачей за годы войны окончили здесь краткосрочные курсы повышения квалификации по военно-полевой хирургии. В войну здесь было подготовлено 750 хирургов. Всего в больнице за годы войны была оказана помощь в лечении свыше 8760 раненым воинам.

Москва
Владимир Александрович
Рукавишников

В больнице не прекращался и педагогический процесс. Более тысячи врачей за годы войны окончили здесь краткосрочные курсы повышения квалификации по военно-полевой хирургии. В войну здесь было подготовлено 750 хирургов. Всего в больнице за годы войны была оказана помощь в лечении свыше 8760 раненым воинам.

ГОРОДА: ИРКУТСК
Железнодорожная больница на ст. Иркутск-Сортировочный
1944
Иркутск

Железнодорожная больница на ст. Иркутск-Сортировочный состояла из четырех отделений на 100 коек: хирургическое, терапевтическое, инфекционное, родильное.


С июня 1944 года до 1975 года заведующей хирургического отделения железнодорожной больнице была Мария Антоновна Гринкевич.

Под ее руководством была создана карантинная служба операционного блока. Работа была почти круглосуточной и неимоверно тяжёлой. Операции шли одна за другой, зачастую без ассистентов, однонаправленного хирургического профиля не было, оперировали различные ранения, проводили ампутации, делали трепанации черепа. Мария Антоновна награждена значком «За доблестный труд в Великой отечественной войне».


1944 год

С июня 1944 года до 1975 года заведующей хирургического отделения железнодорожной больнице была Мария Антоновна Гринкевич.

Под ее руководством была создана карантинная служба операционного блока. Работа была почти круглосуточной и неимоверно тяжёлой. Операции шли одна за другой, зачастую без ассистентов, однонаправленного хирургического профиля не было, оперировали различные ранения, проводили ампутации, делали трепанации черепа. Мария Антоновна награждена значком «За доблестный труд в Великой отечественной войне».

ГОРОДА: РУЗАЕВКА
Железнодорожная поликлиника на ст.Рузаевка
1941
РУЗАЕВКА

21 июля 1941 года на базе Рузаевской железнодорожной поликлиники формируется эвакогоспиталь №3053 на 300 коек с большим хирургическим отделением. В этот же день в Рузаевку стали приходить вагоны с ранеными. Почти все они требовали операционного вмешательства.

Госпиталь возглавлял врач-хирург Иван Алексеевич Сидельников. На его счету сотни сложнейших операций и больше 14 тысяч спасенных жизней.

За заслуги И.А. Сидельников был награжден Орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.».

«Врачи – не боги, но все же…» - Иван Алексеевич Сидельников, майор медицинской службы, ведущий хирург эвакогоспиталя №3053.

Иван Алексеевич
Сидельников

За заслуги И.А. Сидельников был награжден Орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.».

«Врачи – не боги, но все же…» - Иван Алексеевич Сидельников, майор медицинской службы, ведущий хирург эвакогоспиталя №3053.

ГОРОДА: СТАЛИНГРАД (ВОЛГОГРАД)
Железнодорожная больница на ст. «Сталинград-I»
1942

Во время Сталинградской битвы железнодорожная больница на ст. «Сталинград-I» была разрушена, приём раненых и больных солдат продолжался в уцелевшем здании железнодорожной больницы на ст. «Сарепта». В 1943 году в подвале разрушенной поликлиники была открыта амбулатория. Для госпитализации неотложных больных в бывшей прачечной больницы было размещено 10 коек.

Врачи , медсестры, санитарки круглосуточно боролись за жизни раненых и больных воинов, жителей города. Они внесли большой вклад в общую победу советского народа. В 1948 году на ст. «Сталинград-I» было частично восстановлено старое здание железнодорожной поликлиники, где открыли стационар на 60 коек. Восстановление сооружения началось в 1948 году и продлилось целых десять лет.

СТАЛИНГРАД
1942 год

Врачи , медсестры, санитарки круглосуточно боролись за жизни раненых и больных воинов, жителей города. Они внесли большой вклад в общую победу советского народа. В 1948 году на ст. «Сталинград-I» было частично восстановлено старое здание железнодорожной поликлиники, где открыли стационар на 60 коек. Восстановление сооружения началось в 1948 году и продлилось целых десять лет.

ГОРОДА: ТВЕРЬ
Узловая железнодорожная больница ст. Калинин (Тверь)
1944
ТВЕРЬ

Узловая железнодорожная больница ст. Калинин (Тверь) врачебно-санитарной службы Октябрьской железной дороги в годы Великой отечественной войны продолжала свою работу и располагалась в здании по улице Коминтерна.

В больнице работали хирургическое, терапевтическое, неврологическое, инфекционное, детское отделения, поликлиника, рентген-вагон.

Многие врачи и медсестры узловой больницы ст. Калинин (Тверь) были мобилизованы и воевали на фронте.

Наградное удостоверение Миловидовой А.А., ст. лейтенанта медицинской службы, 1941 год
ЛЮДИ: Сологуб Гавриил Андреевич
Врачи и медсестры железнодорожных больниц в годы Великой отечественной войны

Узловая железнодорожная больница ст. Калинин (Тверь) врачебно-санитарной службы Октябрьской железной дороги в годы Великой отечественной войны продолжала свою работу и располагалась в здании по улице Коминтерна.

В больнице работали хирургическое, терапевтическое, неврологическое, инфекционное, детское отделения, поликлиника, рентген-вагон.

Многие врачи и медсестры узловой больницы ст. Калинин (Тверь) были мобилизованы и воевали на фронте.

Сологуб Гавриил Андреевич
(1898-1973) Кандалакша

Врач-хирург, в 1940–1962 заведующий Кандалакшской железнодорожной больницей, Заслуженный врач РСФСР

Орден Трудового Красного Знамени

Орден «Знак Почета»

Орден «Красная Звезда»

Медаль «Заслуженный врач РФ»

ЛЮДИ: Неймарк Израиль Исаевич
Врачи и медсестры железнодорожных больниц в годы Великой отечественной войны
1941

На фронт Израиль Исаевич ушел добровольцем и был там со 2 июля 1941 года до декабря 1945. Сначала он был командиром санитарной роты народного ополчения, затем его назначили ведущим хирургом хирургического полевого подвижного госпиталя Ленинградского фронта. Все 900 дней провел он в блокадном Ленинграде.

Неймарк Израиль Исаевич
(1915-1998) Барнаул

Ученый – хирург, майор медицинской службы

Орден «Красная Звезда»

Орден «Отечественной войны II-й степени»

Медаль "За боевые заслуги"

Медаль "За оборону Ленинграда"

Медаль «За победу над Германией»

ЛЮДИ: Неймарк Израиль Исаевич
Врачи и медсестры железнодорожных больниц в годы Великой отечественной войны
1945
Госпиталь «Грудь-живот» едва успевал принимать поток раненых: 12 часов безвылазно первичная обработка ран, противошоковые мероприятия, лапаротомии, переливание крови... Бригада хирургов из двух самостоятельно оперирующих за 12 часов оказывала помощь 50-60 раненным в живот… Ежедневно производили более 30 переливаний крови. Спали в среднем 6 часов в сутки. Перелили за годы войны более трёх тонн крови и ни разу не имели осложнений.
Неймарк Израиль Исаевич
газета «Медик Алтая»
ЛЮДИ: Козлова Ираида Ивановна
Врачи и медсестры железнодорожных больниц в годы Великой отечественной войны
Я не люблю вспоминать войну - обожженные, обмороженные, с тяжелыми ранениями танкисты снятся мне по ночам.
Их отделение специализировалось на ранениях брюшной полости и грудной клетки. Оперировали в основном по ночам, так как днем подбитые танки нельзя было вытащить с поля боя. Одновременно проходило по пять-семь операций при керосиновой лампе. Не хватало медикаментов, из обезболивающих - новокаин, из инструментов - скальпель и ножовка.
Курская дуга, станция Прохоровка, 12 июля 1943 год
Козлова Ираида Ивановна
14 марта 1919 года рождения

Военврач, майор медицинской службы.
Город Ртищево (Приволжская железная дорога).

Орден «Красная Звезда»

Орден «Отечественной войны II-й степени»

Медаль «За победу над Германией»

ЛЮДИ: Должанова Ольга Васильевна
Врачи и медсестры железнодорожных больниц в годы Великой отечественной войны

Ольга Васильевна Должанова служила на 1-м Украинском фронте в госпитале челюстно-лицевой хирургии.

На фронтах Великой Отечественной войны было только три таких госпиталя, где возвращали в строй бойцов с тяжелыми ранениями лица и челюсти.

После окончания войны Ольга Васильевна пришла в дорожную поликлинику Воронежа, где трудилась затем более 40 лет.

Должанова Ольга Васильевна
30 апреля 1920 года рождения

Врач-стоматолог, Госпиталь челюстно-лицевой хирургии 1-й Украинский фронт

Орден «Красная Звезда»

Орден «Отечественной войны II-й степени»

ЛЮДИ: Князева Людмила Федоровна
Врачи и медсестры железнодорожных больниц в годы Великой отечественной войны

В 1941 году окончила медицинское училище в городе Тихвин. В августе 1941 г. Ее направили служить в полевой госпиталь №1825, который находился в 40 км от линии фронта. В ноябре их перевели из полевого госпиталя №1825 в эвакогоспиталь №1371 и эвакуировали в г. Череповец.

Работы в госпитале было много. Работали сутками. Снабжение медицинским материалом (вата, бинты, гипс) было хорошее. Раненых кормили хорошо. Врачи были замечательные: главный хирург Алексей Иванович (уже был награжден орденом Красной Звезды), Леонид Яковлевич Дунаевский, Лидия Васильевна Солдатова, Александр Дмитриевич Романовский, врач Гурвич.

Князева Людмила Федоровна продолжила служить в этом госпитале еще четыре года до августа 1945 года.

Князева Людмила Федоровна
11 августа 1920 года рождения, Морьево

Военврач, майор медицинской службы. Город Ртищево (Приволжская железная дорога).

Медаль "За боевые заслуги"

Медаль «За победу над Германией»

Звание «Квалифицированная медицинская сестра»

1941
Всех врачей, медсестер и санитаров не перечислить поименно, но они воевали и спасали жизни людей.
У каждого было имя, лицо, судьба...
1945
1941
Памяти наших ветеранов —
врачей-железнодорожников…
1945