Дороги ― кровеносная система Великой отечественной войны. Железные дороги ― ее самые важные артерии. По ним передвигаются войска, доставляются горючее и боеприпасы, отправляются в тыл раненые.
В годы Великой отечественной войны раненых с поля боя вывозили санитарные поезда. В пути врачи оказывали солдатам необходимую медицинскую помощь.
Немцы начали наступление 22 июня 1941 года. 24 июня 1941 года Наркомат путей сообщений начал формировать военно-санитарные поезда.
Под санитарные составы было выделено 6000 вагонов, из которых было сформировано 288 поездов – постоянные военно-санитарные поезда с операционными и инфекционными боксами и санитарные летучки для эвакуации раненых с фронта.
Бригада поезда состояла из 40 медицинских работников и железнодорожников.
Постоянные военно-санитарные поезда – это настоящие госпитали на колесах. 10―12 тяжелых четырехосных плацкартных вагонов. Пара — под операционные, вагон для врачей – ординаторская, жилые вагоны для санитарного персонала, и 8 вагонов везли раненых – тяжелых и легких.
В пути врачи таких военно-санитарных поездов проводили сложнейшие операции. На крупных станциях происходил обмен пациентами с местными госпиталями. В Великую отечественную войну в поездах оперировали до 1/3 всех бойцов.
Всего за время войны военно-санитарными поездами было вывезено порядка 5 миллионов человек.
Железнодорожные больницы по всей стране помогали фронту. Большинство были переоборудованы в эвакуационные госпитали для приема раненых. Врачи, медсестры и санитары железнодорожных больниц работали сутками, не покидая больных.
С началом Великой отечественной войны многие из них отправились на фронт.
В октябре 1941 года Центральная клиническая больница им.Семашко приняла первых раненых. Летом 1942 года больница была переоборудована в эвакуационный госпиталь №1362, а сотрудники переведены на казарменное положение. В стационар больницы поступали только тяжелораненые, а средне – и легкораненые транспортировались на следующие этапы в санитарных поездах, которые подходили непосредственно к территории больницы.
«Весь персонал больницы на местах, у нас все готово к приему раненых», - Владимир Александрович Рукавишников, главный врач.
В больнице не прекращался и педагогический процесс. Более тысячи врачей за годы войны окончили здесь краткосрочные курсы повышения квалификации по военно-полевой хирургии. В войну здесь было подготовлено 750 хирургов. Всего в больнице за годы войны была оказана помощь в лечении свыше 8760 раненым воинам.
В больнице не прекращался и педагогический процесс. Более тысячи врачей за годы войны окончили здесь краткосрочные курсы повышения квалификации по военно-полевой хирургии. В войну здесь было подготовлено 750 хирургов. Всего в больнице за годы войны была оказана помощь в лечении свыше 8760 раненым воинам.
Железнодорожная больница на ст. Иркутск-Сортировочный состояла из четырех отделений на 100 коек: хирургическое, терапевтическое, инфекционное, родильное.
С июня 1944 года до 1975 года заведующей хирургического отделения железнодорожной больнице была Мария Антоновна Гринкевич.
Под ее руководством была создана карантинная служба операционного блока. Работа была почти круглосуточной и неимоверно тяжёлой. Операции шли одна за другой, зачастую без ассистентов, однонаправленного хирургического профиля не было, оперировали различные ранения, проводили ампутации, делали трепанации черепа. Мария Антоновна награждена значком «За доблестный труд в Великой отечественной войне».
С июня 1944 года до 1975 года заведующей хирургического отделения железнодорожной больнице была Мария Антоновна Гринкевич.
Под ее руководством была создана карантинная служба операционного блока. Работа была почти круглосуточной и неимоверно тяжёлой. Операции шли одна за другой, зачастую без ассистентов, однонаправленного хирургического профиля не было, оперировали различные ранения, проводили ампутации, делали трепанации черепа. Мария Антоновна награждена значком «За доблестный труд в Великой отечественной войне».
21 июля 1941 года на базе Рузаевской железнодорожной поликлиники формируется эвакогоспиталь №3053 на 300 коек с большим хирургическим отделением. В этот же день в Рузаевку стали приходить вагоны с ранеными. Почти все они требовали операционного вмешательства.
Госпиталь возглавлял врач-хирург Иван Алексеевич Сидельников. На его счету сотни сложнейших операций и больше 14 тысяч спасенных жизней.
За заслуги И.А. Сидельников был награжден Орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.».
«Врачи – не боги, но все же…» - Иван Алексеевич Сидельников, майор медицинской службы, ведущий хирург эвакогоспиталя №3053.
За заслуги И.А. Сидельников был награжден Орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.».
«Врачи – не боги, но все же…» - Иван Алексеевич Сидельников, майор медицинской службы, ведущий хирург эвакогоспиталя №3053.
Во время Сталинградской битвы железнодорожная больница на ст. «Сталинград-I» была разрушена, приём раненых и больных солдат продолжался в уцелевшем здании железнодорожной больницы на ст. «Сарепта». В 1943 году в подвале разрушенной поликлиники была открыта амбулатория. Для госпитализации неотложных больных в бывшей прачечной больницы было размещено 10 коек.
Врачи , медсестры, санитарки круглосуточно боролись за жизни раненых и больных воинов, жителей города. Они внесли большой вклад в общую победу советского народа. В 1948 году на ст. «Сталинград-I» было частично восстановлено старое здание железнодорожной поликлиники, где открыли стационар на 60 коек. Восстановление сооружения началось в 1948 году и продлилось целых десять лет.
Врачи , медсестры, санитарки круглосуточно боролись за жизни раненых и больных воинов, жителей города. Они внесли большой вклад в общую победу советского народа. В 1948 году на ст. «Сталинград-I» было частично восстановлено старое здание железнодорожной поликлиники, где открыли стационар на 60 коек. Восстановление сооружения началось в 1948 году и продлилось целых десять лет.
Узловая железнодорожная больница ст. Калинин (Тверь) врачебно-санитарной службы Октябрьской железной дороги в годы Великой отечественной войны продолжала свою работу и располагалась в здании по улице Коминтерна.
В больнице работали хирургическое, терапевтическое, неврологическое, инфекционное, детское отделения, поликлиника, рентген-вагон.
Многие врачи и медсестры узловой больницы ст. Калинин (Тверь) были мобилизованы и воевали на фронте.
Узловая железнодорожная больница ст. Калинин (Тверь) врачебно-санитарной службы Октябрьской железной дороги в годы Великой отечественной войны продолжала свою работу и располагалась в здании по улице Коминтерна.
В больнице работали хирургическое, терапевтическое, неврологическое, инфекционное, детское отделения, поликлиника, рентген-вагон.
Многие врачи и медсестры узловой больницы ст. Калинин (Тверь) были мобилизованы и воевали на фронте.
Врач-хирург, в 1940–1962 заведующий Кандалакшской железнодорожной больницей, Заслуженный врач РСФСР
Орден Трудового Красного Знамени
Орден «Знак Почета»
Орден «Красная Звезда»
Медаль «Заслуженный врач РФ»
На фронт Израиль Исаевич ушел добровольцем и был там со 2 июля 1941 года до декабря 1945. Сначала он был командиром санитарной роты народного ополчения, затем его назначили ведущим хирургом хирургического полевого подвижного госпиталя Ленинградского фронта. Все 900 дней провел он в блокадном Ленинграде.
Ученый – хирург, майор медицинской службы
Орден «Красная Звезда»
Орден «Отечественной войны II-й степени»
Медаль "За боевые заслуги"
Медаль "За оборону Ленинграда"
Медаль «За победу над Германией»
Военврач, майор медицинской службы.
Город Ртищево (Приволжская железная дорога).
Орден «Красная Звезда»
Орден «Отечественной войны II-й степени»
Медаль «За победу над Германией»
Ольга Васильевна Должанова служила на 1-м Украинском фронте в госпитале челюстно-лицевой хирургии.
На фронтах Великой Отечественной войны было только три таких госпиталя, где возвращали в строй бойцов с тяжелыми ранениями лица и челюсти.
После окончания войны Ольга Васильевна пришла в дорожную поликлинику Воронежа, где трудилась затем более 40 лет.
Врач-стоматолог, Госпиталь челюстно-лицевой хирургии 1-й Украинский фронт
Орден «Красная Звезда»
Орден «Отечественной войны II-й степени»
В 1941 году окончила медицинское училище в городе Тихвин. В августе 1941 г. Ее направили служить в полевой госпиталь №1825, который находился в 40 км от линии фронта. В ноябре их перевели из полевого госпиталя №1825 в эвакогоспиталь №1371 и эвакуировали в г. Череповец.
Работы в госпитале было много. Работали сутками. Снабжение медицинским материалом (вата, бинты, гипс) было хорошее. Раненых кормили хорошо. Врачи были замечательные: главный хирург Алексей Иванович (уже был награжден орденом Красной Звезды), Леонид Яковлевич Дунаевский, Лидия Васильевна Солдатова, Александр Дмитриевич Романовский, врач Гурвич.
Князева Людмила Федоровна продолжила служить в этом госпитале еще четыре года до августа 1945 года.
Военврач, майор медицинской службы. Город Ртищево (Приволжская железная дорога).
Медаль "За боевые заслуги"
Медаль «За победу над Германией»
Звание «Квалифицированная медицинская сестра»